Путь к самосовершенствованию лежит через созидание достойного будущего для всех и каждого. Говоря о методологии созидания, анализа и синтеза основ будущего, важно ввести некоторые общеизвестные высказывания в ранг «формул», которые должны быть обязательно учтены в процессе созидания и контроля, включая процессы реализации и функционирования. Это сделает исследовательскую и созидательную деятельность более плодотворной и эффективной, уменьшит необходимые для доказательства новой структуры или результатов анализа материалы (факты, логику, доказательства, порой совсем не простые, и не очевидные для многих). Кроме того, позволит более полно осваивать требование целостности, системной полноты, вовремя включать отсутствующие базовые, фундаментальные составляющие сохранения, функционирования и развития различных систем, жизни в целом, так как неполнота ныне является чрезвычайной и все более трагичной причиной кризисных явлений. Это особенно сказывается при освоении и развитии средств и возможностей созидания будущего, оценки настоящего, тем более в ситуациях бифуркации - важнейшей характеристической особенности современности.
Например: «Человек есть мера всех вещей» (Протагор); «В отрыве от истины совесть – не более, чем глупость, она достойна сожаления, но никак не уважения» (У. Черчилль); «Тому, кто не овладел наукой добра, всякая иная наука вредит» (М. Монтень); «Культура, если она управляется не сознательно, а стихийно, оставляет после себя пустыню» (К. Маркс); «Если варвары живут сегодняшним днем, то мы должны брать во внимание вечность» (Цицерон); «Я на стороне тех, кто хочет изменить ситуацию, мир, это общество, которое постепенно лишается подлинных, настоящих идеалов» (В.Г. Белинский). С нашей точки зрения, разные подходы в образовании могут сделать человека грамотным, образованным, политиком. И только нравственное воспитание делает человека человеком.
Следует отметить, что уже первые греческие философы стремились к познанию основ мироздания. Позднее А.Ф. Лосев полагал, что «отдельные вещи приходят в столкновение, а затем гибнут, «наказываются», поскольку неполно воплощают в себе общее» [1, С.29-30]. Так же видит развитие природы и Т. де Шарден: «Мыслящей субстанции - разумную организацию. Если у человечества есть будущее, то оно может быть представлено лишь в виде гармонического примирения свободы с планированием и объединением в целостность» [2].
Греческими философами, писателями и историками даны развернутые и глубокие характеристики добродетели, а также советы, как развивать некоторые из видов этой важнейшей составляющей человека, как «прорастает» в человеке добро. Нами предлагается термин «добродеятельность» (деятельное добро), который, подобно точке опоры Архимеда, позволит решить большинство социальных проблем благодаря выделению наиболее эффективного и необходимого направления, объекта и субъекта этой деятельности. Добродеятельность – личностная и социальная деятельность, проводимая на основе решений ума и совести (истины и добра, разума), а не из материально-властных побуждений, и также оцениваемая самой личностью, системой и другими. Она может быть оплачиваемой, но это самоцель, а средство ее проведения и большей эффективности. Таким образом, всесторонняя, личностно-социальная обеспеченность, становится решающей силой, основным фактором, средством и условием стратегии, тактики и развития мира, каждого и всех вместе. Нахождение ключевого звена добродеятельности даст возможность оказать решающее влияние на остальные. Например, в сфере здравоохранения достичь роста здоровья населения.
К сожалению, этот вид деятельности
абсолютно не популяризуется, в отличие от бизнеса, пути развития которого
ищутся постоянно. Люди, сохранившие в себе высокие качества, добродетели,
пытаются действовать в одиночку и разобщены. Экономика же, на основе такого её
обеспечения бизнесом, превращается в хрематистику (по Аристотелю), т.е. такую,
что отрицает Жизнь. В то время, как по Аристотелю экономика - не цель, а только
средство, хотя и совершенно необходимое.
Такая обеспеченность и объединенность
наилучшим образом реализуется на основе системы и культуры сохранения и
активизации новых идей (ее идеалов, целей, задач, функций, методологии,
технологии работы и организации, с помощью нравственно
активных средств деятельности)
Это утверждение базируется на следующем
выводе: Каковы инновации – таково будущее. Поэтому введение инноваций должно
быть зоной личной и социальной ответственности людей доброй воли и дела.
Например, сегодня известный миллиардер М.Прохоров, а также и украинские ученые,
доктора экономических наук В.П. Соловьев и А.С. Попович, приходят к выводу, что
бизнесу инновации не нужны. Решающим фактором является то, что
ни творческо-инновационная, ни нравственная деятельность не могут и не должны
развиваться автономно. Только их симбиоз способен обеспечить успех каждой и в
целом, решающее, устойчивое превосходств естественного интеллекта над
искусственным интеллектом, реальный социально-экономический прогресс [3,4].
Ведь подлинные творческие шедевры, истина рождаются в единстве души и разума, в
их гармонии, синергии, направленной не на выживание, а на развитие. Тем более,
что именно «…движение нашей души выражает сам прогресс эволюции и служит его
мерилом...» (П. Тейяр де Шарден), а такое движение возможно только в развитии,
возвышающем, духовно обогащающем личность и общество. И. Лукьянова в статье о
жизни и творчестве известного писателя-фантаста А. Беляева, пришла к следующему
выводу: «Может, когда наше поколение научится ставить огромные цели, мечтать
по-крупному и задумываться о великом – тогда получится и что-нибудь
поскромнее – …, устойчивая экономика, работающие законы – в общем, что
намечтаем себе, то и будет» (выделено – Дж.).
Интересны соображения Э. Тоффлера по смежным
вопросам:
«…ориентированные на будущее, формирующие будущее
мероприятия могли бы иметь огромное политическое воздействие. Они могли бы
оказаться спасением для всей системы репрезентативной политики — системы,
которая сейчас находится в ужасающем кризисе. …В политике нет института, через который
простой человек может высказать свои
идеи о том, каким должно быть отдаленное будущее по виду, ощущению или вкусу.
Его никогда не просят подумать об этом, а в редких случаях, когда он
задумывается, для него не существует организованного способа передать свои идеи
на политическую арену. Отрезанный от будущего, он становится политическим
евнухом. По этим и другим причинам мы несемся к роковому разрушению всей
системы политического представительства. ...Просто постановка перед людьми
таких вопросов сама по себе утверждает освобождение. Сам процесс социальной
оценки объединил бы и просветил население, смертельно уставшее от
специализированных дискуссий о том, как
добраться куда-то, куда оно не уверено, что хочет идти» (выделено – Дж.)
[5].
Таким образом, будущее не может быть создано
без опоры, использования результатов анализа и синтеза достижений, и ошибок, а
не на основе стремления к максимальной прибыльности. Например, очевидно, что
фундаментальную проблему «2500» [1, С.6] возможно решить лишь в неразрывном
союзе, симбиозе инновационной и активно-инициативной нравственной
деятельности-добродеятельности, и делать это необходимо уже сейчас.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Гусейнов А.А., Иррлиц Г. Краткая
история этики, М.- Мысль,1987.- 592 с._
2.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека / предисл. Роже Гароди; пер. с фр.
Н.А.
Садовского. — М.: Прогресс, 1965. — 296 с.
3.
Библиография работ Джелали В.И. и его коллег https://innovationdream.
blogspot.com/2019/06/blog-post_6.html
4.
Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры. Вопросы философии, №10, 1984.
5.
Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. — М.: «Издательство ACT», 2002. - 557 с.
Джелали В.И.
dzelali@ukr.net
Комментариев нет:
Отправить комментарий