СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ, ПРИТЧИ, ОБЫЧАИ, ОБЫКНОВЕНИЯ, ПРИМЕТЫ, ПОГОВОРКИ

вторник, 5 марта 2019 г.

Китайская живопись: совершенство линий


Китай — удивительная, необычная страна, она всегда манила к себе странников и чужестранцев. Зародившись тысячелетия назад, искусство Китая процветает и сегодня. Именно в Китае находится самое длинное архитектурное строение в мире — Великая китайская стена, здесь же родились такие легендарные поэты, как Лу Танг, Ван Вэй, Ли Бо, Тао Юаньмин. Традиции Китая, его культура и искусство разительно отличаются от западных. Китайские картины — это живопись акварелью по шёлку, тушью на особой бумаге из мягкого тонкого волокна. Они имеют форму свитков — горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. В китайской живописи используются кисти разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным, как дракон.


Искусство Древнего Китая

Искусство Древнего Китая берёт своё начало в 6—5 тыс. до н. э. Это керамические сосуды с изображениями людей, рыб, обнаруженные при раскопках в Баньпо, неподалеку от Сианя, и керамическая чаша с нарисованными фигурками танцовщиц, найденная при раскопках в Цинхае, в уезде Датун. В эпоху правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16—3 вв. до н. э.) были распространены богато украшенные ритуальные сосуды и другие изделия из бронзы. Китайская живопись на шёлке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Самыми ранними изделиями, известными на сегодняшний день, являются рисунки на шёлке из погребений времён царства Чу: на одном изображены человеческие фигуры, драконы и птицы феникс, на другом — люди верхом на драконах. В царствование династий Цинь и Хань (221 — 220 вв. до н. э.) получила развитие фресковая живопись. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. Погребальные фрески династии Хань найдены в провинциях Хэнань, Шаньси, Шаньдун, Хэбэй, Ганьсу, Ляонин, Цзилинь. Скульптурные изображения воинов и лошадей, выполненные из глины в натуральную величину, были обнаружены в могиле Цинь Шихуана, первого императора династии Цинь, а каменные — на пути к захоронению генерала Хо Цюйбина. Обе скульптурные группы вполне реалистичны, каждая из них представляет собой уникальное произведение. Бурный расцвет храмовой живописи падает на период династий Вэй, Цзинь и Северных и Южных династий 220—581 гг. Распространение буддизма в этот период привело к созданию скульптурных и настенных изображений Будды в горных пещерах.

Китайская живопись эпохи Сун


Из всех жанров этого времени наибольшее значение приобрёл пейзаж. Живописцы эпохи Сун, прежде всего Ли Сысюнь и Ли Чжаодао, пользовались особой декоративной системой и писали наполненные ощущением радости, яркие по колориту картины с нагромождением дворцов и персонажей. В этих работах пейзаж — место для прогулок и развлечений. Другой сунский художник Ван Вэй первым стал писать только чёрной тушью с размывом. Поэт, художник и отшельник, он явился родоначальником нового направления, качественно нового этапа в пейзажной живописи. Китайская живопись тушью не теряет своей популярности по сей день.
Искусство средневекового Китая

С конца 14 — начала 15 веков Китай переживает экономический расцвет и подъём культуры. Искусство средневекового Китая ознаменовано, в первую очередь, окончанием строительства Великой китайской стены. Именно в это время окончательно были сформированы жанры китайской живописи и активно развивалось прикладное искусство Китая.
Жанры китайской живописи


Основа китайской живописи отнюдь не философия или религия, как это может показаться на первый взгляд. Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением. Жанры китайской живописи довольно разнообразны. Так, существовали анималистические жанры («Цветы и птицы», «Растения и насекомые»), бытовые жанры («Люди и предметы»), парадный портрет, миниатюра на веерах и других предметах обихода и китайская пейзажная живопись («Горы и воды»). В Китае не существовало натюрморта в привычном для нас смысле, неподвижные предметы с точки зрения китайцев мертвы без динамики движения жизни и времени. Если рисовали камни или фрукты, то рядом с камнем всегда растение, а фрукты всегда на ветке.

Китайская живопись тяготеет к определённым устойчивым образам: одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. На китайских картинах бамбук — это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер.
Китайская традиционная живопись


Термин «китайская традиционная живопись» появился для отличия от западной живописи: она появилась в Китае ориентировочно в XVII веке. Древняя китайская живопись, как впрочем и современная, знала два основных стиля: «гун би» (прилежная кисть) и «се и» (выражение идеи); для картин первого стиля характерна такая техника рисования, при которой обведён каждый предмет и отдельная деталь, чёткость линий. Сделав обрисовку, художники Китая закрашивают рисунок яркими минеральными красками, которые придают картине яркость и выразительность. Стиль «гун би» был очень популярен на раннем этапе развития китайской живописи, примерно до XII века: именно в этом стиле работали те мастера, которые занимались росписью интерьеров императорского дворца и знати.

На среднем и позднем этапе широкое распространение получил стиль «се и», более небрежный и экспрессивный. Стиль «гун би» был обязательным для профессиональных художников, второй же стиль получил распространение среди художников-интеллектуалов.
Китайская живопись и каллиграфия


В китайской живописи принято использовать для письма кисть: это напрямую связано с техническими различиями между искусством Востока и Запада. В Китае использование одного инструмента, кисти, и для живописи, и для каллиграфии связало эти два вида искусства, в то время как в Европе каллиграфия отделена от живописи в жанр отдельного вида искусства. В Китае связь текста и изображения приобретает философский смысл. Часто художник подписывал картину своим именем или давал ей название, но зачастую также изречения на картине придавали ей дополнительный смысл либо усиливали его.

В наше время мы имеем возможность познания духовного наследия Китая и китайского народа через призму искусства, в том числе через китайскую живопись и каллиграфию.
Школа китайской живописи У-Син

Техника китайской живописи У-Син родилась в древнем Китае. Это изобразительное искусство Китая уходит своими корнями в вечность. У-Син — это система пяти первоэлементов (вода, огонь, дерево, земля и металл). Этим первоэлементам придаётся огромное значение во всей традиционной китайской философии, науке и медицине; упоминания о них часто встречаются в китайских текстах; без них немыслимы китайский фольклор и искусство.

Живопись У-Син — это психофизическая практика, которая позволит прикоснуться к древнему искусству, развить творческое и нестандартное мышление, научиться управлять эмоциями, открыть в себе талант художника, избавиться от усталости и стрессов. Живопись У-Син имеет сильное арт-терапевтическое влияние.

Курсы китайской живописи в последнее время приобретают всё большую популярность во всём мире, уроки, как правило, проходят в тёплой дружеской атмосфере в сопровождении восточной музыки.
Современная китайская живопись

В настоящее время в Китае действуют семь академий художеств трёх ступеней: Центральная академия изобразительных искусств, Академия художеств имени Лу Синя, академии художеств в Чжэцзяне, Гуанчжоу, Сычуани, Ксиане, Тяньцзине. Кроме того, существуют отделения изобразительного искусства в художественных и педагогических училищах в провинциях, городах, в автономных районах.

В Китае также много авторов, рисующих в западных стилях, в основном это реализм и импрессионизм, которые официально одобрены и наиболее интересны самим китайцам.

Наряду с традиционной китайской живописью, большое развитие получили в Китае и разные жанры западного изобразительного искусства: масло, гравюра и акварель. Многие современные художники, успешно сочетая приёмы традиционной китайской и западной живописи, открывают новые пути творчества.

Сегодня на поприще китайской живописи царит творческое оживление: в художественных галереях страны регулярно организуются персональные или коллективные выставки. Китайские живописцы то и дело устраивают выставки за границей — в Японии, Республике Корее, Сингапуре, США, Канаде. Поскольку китайская живопись отличается от западной живописи своей самобытной красотой и культурной ценностью, она постоянно приковывает к себе внимание зарубежных ценителей искусства и коллекционеров.


ИЗ ДЕБРЕЙ ФОРУМОВ И САЙТОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий