ВОПРОС - ЭТО ТО, С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВСЁ
Когда Парменид сказал, что «бытие есть, а небытия нет», он был прав, но не учел одного нюанса. Чтобы уловить этот нюанс, западной философии потребовалось двадцать пять веков — приличная тугодумность, надо сказать.
Наконец Хайдеггера озарило: «ничто ничтожит». Это ничтожение, эта постоянная атака небытия на бытие воспринимается нами как время. Вгрызаясь в бытие, ничто вынуждает бытие отступать в прошлое, в уже-не-существующее, и проявляться как будущее, еще-не-существующее. По сути, от подлинного бытия остается мгновенная, неуловимая кромка настоящего, которое также не полноценное бытие, так как оно не есть, а только становится.
Причем становится тем, чем никогда не станет. И вот из этой несамотождественности, текучести, постоянного ничтожения и рождается все, что мы знаем и ценим: мир, жизнь, мысль, красота. Не из чего другого — бытия или небытия — ничего бы не родилось, не выстановилось. И ничего из этого не продержится и мгновения в одинаково термоядерных безднах бытия и небытия.
Там и мгновений-то нет. Значит, мы или расплачиваемся неизбежным уничтожением всего, что знаем и что нам дорого, или сами уничтожаем все это (в том числе и себя) в попытке выйти за его пределы. Мы или пленники времени, или его воины. Что, впрочем, практически одно и то же. Другого выбора нет — и это главная трагедия нашего разума и нашей свободы. Все прочее еще более ничтожно, хотя, казалось, куда уж более…
Комментариев нет:
Отправить комментарий