В традиции рассматривают материальный мир как обитель страдание, по причине его непостоянства. Это относится и к чувству счастья, которое не способно удовлетворить человека, так как оно конечно, длится определенный период — нам всегда его не хватает.
Даже те процессы и вещи, которые приносят нам удовольствие (мы воспринимаем это как счастье), через некоторое время пресыщаются, перестают быть источником радости.
К примеру, мы насладимся первой, второй и, возможно, третьей плиткой шоколада, но каждая следующая не будет нас радовать. Скорее всего наоборот, нам станет плохо от избыточной сладости. В этом заключено страдание грубого, материального мира — страдание перемен.
Мы все хотим быть счастливыми. Традиция несет знание как возможно этого достичь.
Интересно, что человек может стремиться к глубинному счастью, только удовлетворив базовые потребности.
Чувство
Счастье – вид деятельности ума, дающий нам путь познания объектов.
«Счастье» — одна из составляющих более широкого понятия «чувство». Фактор деятельности ума, через который мы познаем мир и формируем опыт. Познавая события и материальный мир, мы оцениваем их по критерию появившегося ощущения «счастья» и «несчастья».
Для сравнения, машина, обладающая искусственным интеллектом, получает и обрабатывает данные, не познавая их. Так у него нет сферы чувств.
Что есть счастье?
Первое, это наше отношение к объекту. Мы исследуем объект с удовлетворением. Верим в его пользу, не взирая верно это или нет. Или же с неудовлетворением, то есть испытывая страдание. Так же существует нейтральный итог познания
Второе, чувство, возникающее при взаимодействии с объектом. Переживание счастья означает, что при окончании его действия мы вновь в нем нуждаемся. Несчастье — ощущение, которое мы хотим прекратить и больше не испытывать. Нейтральное отношение не вызывает в нас никаких реакций.
Изучение объекта
Если нам легко исследовать какой-либо объект и он не вызывает в нас эмоций — мы согласны с тем, каков он есть. При этом, не наделяем его в своем сознании особыми свойствами. Мы к нему «спокойны».
Страсть и жадность
Если же объект нас «цепляет», активизируются эмоции, приносящие нам беспокойство. Это может быть:
Страсть — сильное желание обладать.
Привязанность — страх потери.
Жадность — желание взять себе больше, даже при достаточном количестве блага.
В жизни очень часто можно встретить примеры проявления данных беспокоящих эмоций. Жажда денег или стремление все больше накапливать ненужные ценности. Желание контролировать близкого человека, ревность.
Эти эмоции делают нас несчастными. Мы погружаемся в них, попадая под их контроль.
Гнев
Второй блок эмоций, которые приносят нам страдание — это злость и ненависть. Они появляются, если объект нас «отталкивает». Мы стремимся избежать контакта с объектами и ситуациями, поднимающими в нас данный спектр чувств. Обычно, они берут начало из страха. Человек, попадающий под действие перечисленных эмоций, наделяет объект дополнительными негативными качествами. То есть мы сами усиливаем свой страх, попадая под его влияние.
В перспективе источник счастья лежит в созидательной деятельности. При этом поведение исключает беспокоящие эмоции: страсть, алчность, привязанность, ненависть. А так же действия, которые совершаются, не думая о том, как они повлияют в дальнейшем на других людей.
Причина несчастья в разрушительном поведении!
Например, человек из страстного желания обладать вещью крадет ее, не задумываясь о нанесенном ущербе и последующих событиях. Гнев, в свою очередь, затуманивает наш рассудок. Под его влиянием мы не можем адекватно и спокойно разрешать вопросы и усугубляем конфликт даже с самыми любимыми людьми. Так, беспокоящие эмоции вносят в жизнь несчастье.
Если же мы, посредством духовной работы, научились не поддаваться влиянию беспокоящих эмоций, мы оберегаем себя от их разрушительного действия. Мы сохраняем чистоту мысли, речи и действия.
Таким образом, в будущем беспокойство может вновь появиться, но мы сможем отследить этот процесс, и не будем действовать под влиянием эмоции. Со временем беспокойства перестанут даже возникать.
Подлинная природа
Научившись сохранять ясность поступков, речи и мысли мы начнем воспринимать объекты такими, какие они есть по своей природе. Не наделяя их исключительными качествами (из-за страсти и жадности) и не наделяя их негативными свойствами (из-за страха и гнева). Мы научимся не переносить на объект собственные эмоции, а воспринимать его как он есть.
Сила привычки
Любое качество и навык можно развить, прикладывая к этому усилия. Отслеживая возникающие эмоции, мы способны развить в себе навык познавать объекты, не примешивая личные беспокойства. Так, мы перестанем переоценивать или наделять негативом события и предметы.
Это доказывает, что переживание счастья или несчастья не заложено в самом объекте. Выработав в себе привычку не наделять объекты свойствами из-за беспокоящих эмоций, мы можем сохранять состояние счастья.
Например, поход к стоматологу из несчастливого события (страх боли) может пройти для нас в умонастроении счастья. Так как мы будем осознавать пользу происходящей процедуры. А так же понимать, что происходящее в настоящем оберегает нас от боли и сложностей с зубами в будущем. Мы вновь сохраняем свое внутреннее «состояние счастья».
Спокойный ум
Беспокойный ум блуждает и подвержен влиянию беспокойств. Вялый ум невнимателен и затуманен.
Буддизм дает знание о практиках, позволяющих успокоить ум. Основной метод это сосредоточение на дыхании. Находясь в состоянии отслеживания циклов вдоха и выдоха, мы становимся неподвластны эмоциям.
В спокойном уме, в уравновешенном эмоциональном состоянии зарождается счастье и теплота.
Любовь
Обретя спокойствие ума и чувств, мы можем усиливать переживание внутреннего счастья мыслями о любви. Любовь – желание счастья для всех живых существ, пожелание другим обрести источники счастья. Это настроение близко к состраданию.
Спокойная радость создается собственным созидательным поведением и мыслями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий